Наренда Моди, Премьер-министр Индии, начал свой официальный визит в Соединенные Штаты. Попавшего когда-то под санкции политика пригласил лично президент Байден и его супруга. Что скрывается за этой поездкой и что выиграют от этого обе стороны разбирался новостной сайт Командир.
Был враг — стал друг
Напомним, что 2005-м Моди был «заказан» въезд на американскую территорию, где вспомнили о законе о вероисповедании. Правда, мир все-таки изменчив и уже в 2023 году его опять ждут в США. Это не первый визит политика в эту страну, правда, нынешняя поездка особо примечательна. Все дело в том, что она проходит на фоне ухудшения отношений США и РФ, и продолжающегося противостояния Индии и Китая.
Стоит отметить, что в последние годы Индия и другие страны БРИКС все активнее говорят о взаимодействии и дедолларизации экономики. Объединение наглядно показало миру, как развивающиеся страны могут поддерживать друг друга в борьбе с Западом. И на этом фоне Моди пригласили в США.
Почему союзник России поехал в США — мнение экспертов
Эксперты не исключили, что «главную скрипку» в поездке премьера Индии играют отнюдь не интересы американцев. Он приехал блюсти свои интересы, а не занимать роль в противостоянии Запада и России. По мнению специалистов, это событие — одно из самых знаковых за всю за всю историю отношений Вашингтона и Нью-Дели.
В настоящее время Индия, которая возглавляет G20, привлекает особое внимание США как крупнейшая страна в Южной Азии и потенциальный противовес Китаю. Моди планирует встретиться с президентом Байденом и лидерами около 20 крупнейших американских корпораций, в том числе главой Tesla — Илоном Маском, напомнила руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.
Индия на фоне противостояния США с Китаем и РФ интересна как Вашингтону, так и Москве. Однако у Нью-Дели и Пекина сейчас сложные отношения, хотя они и входят в состав БРИКС.
«Визит Моди в США действительно можно рассматривать через призму преследования национальных интересов со стороны Индии. Ведь несмотря на всю позитивность повестки в контексте БРИКС, не следует забывать о существовании серьезных противоречий между Индией и Китаем, причем по целому спектру вопросов: начиная с того, что оба государства претендуют на лидерство в Азии, и заканчивая наличием прямых территориальных споров в Гималаях, которые могут привести к вооруженному столкновению», — пояснил старший преподаватель Кафедры международной политики и зарубежного регионоведения Факультета «Школа политических исследований» Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Роман Файншмидт.
Учитывая это, сложно ожидать от Нью-Дели сближения с Пекином. Напротив, Индия готова вести внешнюю политику, ориентированную на противодействие Китаю, в связи с чем США выглядят органичным партнером или даже возможным союзником.
Белый дом, в свою очередь, также заинтересован в том, чтобы приблизить Индию для формирования единой коалиции против растущей мощи Китая. Здесь интересы двух игроков в целом совпадают, что проскальзывало в заявлениях Моди. Политик ранее обозначал приоритетные сферы, в которых Индия может сотрудничать с США: «оборонка», торговля, технологии и энергетика.
Вряд ли этот визит будет иметь какой-то сильный краткосрочный эффект для рынков, но в случае заключения крупных контрактов и долгосрочной программы сотрудничества можно ожидать дополнительный приток американских инвестиций в совместные проекты, сказала Беленькая.
Нью-Дели в контексте развития отношений с Вашингтоном и его союзниками может получить не только искомую поддержку, направленную против Пекина, но также и дополнительные триггеры экономического роста: например, за счет размещения производств компаний, покидающих юрисдикцию Китая или за счет увеличения инвестиций из США и стран Запада в целом.
Тем не менее, сейчас все-таки не следует рассматривать Индию в качестве союзника Запада: между ними все еще остается целый комплекс противоречий.
«Нельзя не отметить и заинтересованность Индии в возможностях продвижения многополярного формата международных отношений, за счет чего мы и видим участие Индии в объединениях с параллельным участием КНР, а также укрепление сотрудничества между Россией и Индией в текущих геополитических условиях», — заключил Файншмидт.