На самом деле Иван-дурак проявил смекалку, превосходя всех: он катался на Коньке-горбунке, подружился с волком и сразился с чудовищем, одержав победу. Секрет его прозвища коренится в истории русского народа. Пишет портал новостей Командир.
Почему в русских сказках главного героя Ивана всегда называют дураком
В русских народных сказках образ Ивана-дурака многогранен и многозначен. Почему именно «дурак» стал символом невежества и наивности? Ответы лежат в глубине истории и языка.
Во-первых, слово «дурак» когда-то носило иное значение. Этимология термина не до конца ясна, но, согласно словарю Крылова, оно связано с древнерусским прилагательным «дурый», означавшим «глупый» или «больной». Интересно, что последнего ребёнка в семье могли звать «дураком», в то время как старших именовали «первачком», «втораком» и так далее. Так Иванушка часто оказывается младшим сыном, остающимся с престарелыми родителями и лишённым мудрости, но зато наделённым наивностью.
Слово «дурак» также использовалось как имя-оберег, чтобы оградить ребёнка от злых духов. Таким образом, наряду с церковным именем младенцам давали такие прозвища, как Сопляк или Ненаш. Иногда слово «дурак» встречается в церковных книгах XIV-XVII веков как официальное имя. Примеры включают крестьянина Корнилку Дурака и дьяка Москвы Дурака Мишурина. Интересно, что нередко такие имена носили не только простые люди, но и представители знати, как князь Фёдор Семёнович Дурак.
В XVII веке на ярмарках появилась смеховая культура, и слово «дурак» стало употребляться в уничижительном контексте. Тем не менее, в народных сказках Иван-дурак, в отличие от своего названия, часто оказывается ловким и умным. Он обходит вокруг пальца злых родных и жадных царей, а в конце получает богатство и руку царевны. Таким образом, этот герой, воспринимаемый как дурак, на самом деле оказывается мудрецом.
Сложность образа Ивана-дурака заключается в его «инаковости». Он не боится ночевать на могилах или сталкиваться с мифическими существами. Его страхи отсутствуют, что также соотносится с представлениями о «юродивых» как о людях, находящихся под божественным покровительством. Социальный статус Ивана-дурака — младшего сына в многодетной семье — вызывает симпатию у простого народа, который наблюдает, как «дурак» преодолевает трудности и становится героем.
Этот образ, вызывающий отклик в сердцах русских людей, имеет аналоги в других культурах. Так, в Сомали говорят, что «дурак всегда прав», в Латвии — «дурака и в алтаре бьют», а в Британии утверждают, что «умный семь лет не ответит на вопросы, которые дурак задаст за один час». Образ дурака действительно универсален и пересекает культурные границы, заставляя нас задуматься, кто на самом деле является дураком.