О женщинах-богатырях в русской культуре известно немногим. Их, уверены историки, достаточно несправедливо обходят стороной. Про них не рассказывают сказки детям и вообще мало уделяют внимание этим самобытным представительницам прекрасного пола.
Кто такие русские богатырши
Женщины в истории России не были угнетенной стороной. У них были права, а в ряде случаев даже право голоса. А еще на Руси были женщины-воительницы или, как их еще называют, «богатырши».
В русской культуре для воительниц придумали собственный термин — «поляницы». Есть несколько теорий происхождения женщин-богатырш, но все они сводятся к одному — тюркскому влиянию и сарматскому происхождению.
Филолог Дмитрий Балашов о поляницах пишет следующее:
Это — степные наездницы, и вместе с тем после сражения с героем — жены богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно. Этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц — «поляницы» — славянское.
Образы воительниц встречаются и в тюркском эпосе, отмечает исследователь Елена Чернышева. Их можно встретить в киргизских, хакасских, алтайских и азербайджанских произведениях. По ее мнению, поляницы попали в русский фольклор в результате взаимодействия славян и тюрков.
В каких легендах говорится о женщинах-поляницах
Богатыри — самый популярный образ из русских былин. Они часто выступают главными героями сказаний, сражаются с врагами и нечистой силой. Однако в фольклоре можно найти и женщин-воительниц, истории которых не так широко известны.
ВАСИЛИСА МИКУЛИШНА И НЕПУТЕВЫЙ МУЖ
«Про прекрасную Василису Микулишну», «Ставр Годинович»
Чета Микулишных — самая известная среди поляниц. Василиса со своей силой, умом и скромностью являлась завидной невестой. В одной из былин ее муж Ставр Годинович хвастается достоинствами своей жены перед князем Владимиром:
У нее под косой светлый месяц блестит, у нее брови черней соболя, очи у нее ясного сокола!А умнее ее на Руси человека нет! Она всех вас кругом пальца обовьет, тебя, князь, и то с ума сведет.
Князь такой дерзости терпеть не привык, и бросил своего подданного в темницу. Тут-то и выходит на первый план Василиса Микулишна, которая в деле вызволения мужа из темницы проявила смекалку, силу и проворство. Владимир воспринял слова Ставра, как вызов, и стал ждать, как Василиса «обведет всех вокруг пальца».
После пленения своего супруга, она отрезала свои русые косы и приказала принести ей татарскую мужскую одежду. После этого она на коне поскакала к Киеву. В городе она представилась ордынским послом, который приехал за данью. В былине Василиса из лука разносила в щепки вековые дубы, обыгрывала князя Владимира в шахматы и все-таки добилась своего — вызволила мужа. Тот первым делом спросил, где ее красивые косы, на что она справедливо возразила:
Косами русыми, мой любимый муж, я тебя из погреба вытащила!
НЕУЯЗВИМАЯ НАСТАСЬЯ МИКУЛИШНА
«Добрыня и змей», «Женитьба Добрыни» («Добрыня и Настасья»), «Неудавшаяся женитьба Алеши Поповича»
В народных сказаниях всегда подчеркивалась ее «чужеродность» русскому. Ее домом часто становились «Хоробрая Литва», «Лихоимская страна», «Лячкая земля» и прочие места, в эпосе противостоявшие Святой Руси.
В фольклоре она присутствует в двух вариациях — поляница обычных размеров, которую Добрыня случайно принимает за мужчину, и исполинская поляница, которую Добрыня встретил после боя со Змеем Горынычем. В первом варианте бой между Добрыней и Настасьей не состоялся: какая-то сила удерживала богатыря от драки. Во втором случае битва была, но условная.
Но дело закончилось добром, потому что великодушная Настасья предоставила Добрыне выбор: либо драться насмерть, либо под венец. Известный воитель, не будь он дураком, выбрал второе. Так и сыграли свадьбу.
Образ жизни богатырш, и почему им было сложно мужа найти
Согласно былинам, воительницы не создавали отряды, а в одиночку сражались с богатырями. «Поляковать» — означает в поисках славы выйти в чистое поле и сразиться с достойным соперником. Героини не уступали героям в физической силе, умении скакать на коне и владеть оружием. Иногда они даже превосходили богатырей, которые вступали с ними в поединки. Наверное, поэтому им и было сложно найти пару. Но были и свадьбы.
Сказания повествуют о приключениях богатырш, их сражениях с богатырями, спасении попавших в беду, а также о проигрышах в поединках, которые приводили к замужеству.
Самые известные богатырши
Василиса Микулишна — старшая дочь пахаря-богатыря Микулы Селяниновича. Как и ее отец, она обладает огромной силой. Однако предпочитает решать проблемы с помощью смекалки. Василиса отличается не только силой, смелостью и умом, но и скромностью. В одной из былин она вызволяет мужа из княжеского плена. Она не нападает на киевского князя Владимира, захватившего его, а хитростью спасает.
Ее младшая сестра Настасья Микулишна тоже была поляницей. Исполинская богатырша появляется в сказании о Добрыне Никитиче. Они знакомятся в чистом поле, где начинают сражаться. Добрыня ведет себя не «по-джентльменски» — нападает на Настасью со спины. Но она все равно побеждает. Размышляя о судьбе побежденного, воительница решает, что выйдет за него замуж, если он ей приглянется. Так она становится женой Добрыни.
Настасья Королевична — жена богатыря Дуная Ивановича, которая не раз сражалась с ним. Муж не может признать превосходство жены в стрельбе из лука, и убивает ее в соревновании. После смерти он обнаруживает, что она была беременна, и совершает самоубийство.
Марья Моревна (Василиса Премудрая, Елена Прекрасная) — королева-богатырша, обладавшая колдовскими способностями.