Раньше в каждой русской избе было особое место, которое называлось бабьим углом. Оно находилось за печкой, и мужчины туда никогда не заходили. Кроме того, они старались не подходить к печи, делали это только в случаях крайней необходимости.
Не мужское дело
С давних времен на Руси было четкое разделение труда в семьях, поэтому мужчина никогда не выполнял женскую работу, а женщина не бралась за мужскую. Готовка пищи, в частности, считалась сугубо женским занятием, мужчине же подходить к печи было стыдно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какие болезни на Руси лечили при помощи печи
Фактор двоеверия
Фактор двоеверия играл большую роль в планировке избы. В каждом доме находился красный угол, считавшийся главным местом, и предназначался он для мужчин. Там хранились, помимо всего прочего, православные иконы. Красному углу противопоставлялся бабий кут — женское языческое царство.
Печь же являлась своеобразной границей между мужской и женской частями в избе, в то же время между православным и языческим мирами. Впрочем, печь всё равно относилась к языческому мировоззрению. Мужчины не приближались к ней, считая это место «замаранным».
Пристанище злых существ
Печь считалась «мостом» между миром живых и мертвецов, где обитает несчетное количество различной нехорошей нечисти. Ведь неспроста появились поверья, что через трубу вылетают ведьмы и души усопших, а проникнуть через неё же в дом может черт и прочие неприятности. Прямо в печи ещё жила Домовиха — языческий дух, охраняющий границы женского мира и жестоко наказывающий тех мужчин, которые их нарушают.
Отождествление женщины и печи
В славянском фольклоре и ритуальной практике женщина и печь всегда были тесно связаны. Можно вспомнить хотя бы довольно популярный ритуал под названием «выпекание», во время которого больного младенца женщина помещала в печь на короткое время, чтобы укрепить его здоровье. А в сказках Баба-Яга тоже представлена как большая любительница сажать гостей в печку.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Недоношенных младенцев на Руси запекали в печи не просто так
В некоторых регионах Руси печные фрагменты назывались частями женского тела. К примеру, в Рязанской области печь для отопления жилища звали «грудкой», в Карелии — лежанку возле печки.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ворота домов, где жили молодые девушки, на Руси мазали с особой целью
Роды проходили в бабьем углу, а печь часто использовалась во время ритуалов с участием рожениц и только что появившихся на свет малышей. Выпечка хлеба в печи отождествлялась с рождением детей, поэтому присутствие мужчин во время родов крайне не приветствовалось точно так же, как и в ходе выпекания хлеба.