Многих людей интересует их история появления кавказских или абхазских негров и современность. Эта удивительная группа, говорящая по-абхазски и считающая себя абхазами, живет в поселении Адзюбжа и некоторых ближайших селах. Эксперты не смогли прийти к единому мнению относительно их заселения в Абхазии.
Несколько версий о происхождении кавказских негров
Историки считают, что это случилось в XVII столетии, когда данная территория входила в состав Османской империи. Согласно одной из гипотез, князья Шервашидзе закупили и привезли не одну сотню чернокожих рабов, чтобы они работали на плантациях, где выращивали цитрусы.
Скорее всего, данный случай массовой закупки и импорта чернокожих рабов, который произошел на Черноморском побережье Кавказа, оказался единственным и не очень успешным.
Исходя из другой гипотезы, абхазские негры являются потомками колхов. Но эта преемственность к античным колхам также носит вероятный характер, поскольку отсутствуют достоверные источники о проживании негров-абхазов в исторической Колхиде. Кроме этого, они могли произойти от коптов из Египта или эфиопских евреев.
Данной ситуацией заинтересовался Максим Горький. В 1927 году он совместно с писателями из Абхазии и председателем ЦИК СССР Самсоном Чанба отправились в поселение Адзюбжа, в котором общались со старожилами. В результате своей поездки, они сравнили полученные данные с опубликованной в тот момент литературой, и посчитали эфиопскую гипотезу более достоверной.
Факты из истории и современная жизнь кавказских негров
Как сообщает издание comandir.com, в переводе с грузинского, абхазских негров называли шави каци – «черным человеком». Также как и у Петра Великого, у кавказского наместника Иллариона Воронцова-Дашкова в составе личного конвоя были негры-абхазцы в черкесках для собственного сопровождения из поселения Адзюбжи. Об этом известно из записки Исакова Хрущеву. У основателя Гагр принца Александра Ольденбургского также при дворе пребывали несколько представителей от каждого из кавказских народов Черноморского побережья, включая негров-абхазцев.
Начиная с XIX столетия местные негры разговаривали по-абхазски и считали себя абхазами. Другие же представители абхазского народа восприняли это как должное.
Согласно различным оценкам наблюдателей, их общая численность составляет от нескольких семейств до нескольких поселений. Исходя из этих же источников, у кавказских негров нет единого вероисповедания, поскольку в Абхазии проживали не только негры-христиане, но и мусульмане, а также иудеи.
В современной жизни они выращивают цитрусовые фрукты, виноград, кукурузу, а также работают не только в различных организациях в Сухуми, включая трикотажную фабрику, порт и тд, но и на угольной шахте в Ткуарчале. Также как и большинство абхазцев, они разговаривают по-русски. Многие абхазские негры ассимилированы, а большинство из них имеют смешанную родословную, поскольку они выехали из Кодора и проживают теперь в другой части Абхазии или соседней Грузии, РФ, а также за границей.