Жители центральной России 2 июля окончательно лишились надежды. Синоптики заявили официально: лета не будет. При этом до Урала бушуют потопы, за Уралом — пожары, только ленивый не сказал про грехи тяжкие, изменения климата и конец света.
Вспоминаются события 200-летней давности. 1816-й историки называют годом без лета. Из-за извержения индонезийского вулкана на планете начались бедствия. В Америке выпал летний снег, Европу холода оставили без урожая, начинаются голод и эпидемии.
Из-за падежа скота немцы изобрели велосипед, из-за неурожая — минеральные удобрения, Китайцы придумали опиум, который долго считали полезным медицинским препаратом. Получается, когда лета нет — мозги работают в направлении, как выжить.
Смерчи, ливни, грозы, ураганы, град и даже снег случаются в середине лета. С изменчивой погодой лихорадит и потребительский рынок. Природные катаклизмы уже спровоцировали рост цен на овощи и фрукты. Пока одни подсчитывают убытки, другие радуются неожиданной несезонной прибыли. Хитом этого лета стали дождевики, резиновые сапоги, зонты и обогреватели. Дела пошли в гору и у продавцов гидравлических насосов.
Дождливая погода еще в зародыше погубила мечту о кукурузных плантациях в Коми. В этом году на двух хозяйствах республики: «Ухта-97» в Шудаяге и «Южное» в поселке Южный (Прилузский район) в качестве эксперимента планировалось посадить «царицу полей». Однако не сложилось.
-Кукурузу не посеяли, погода не позволила — 10 дней шли дожди. Сейчас все сроки уже ушли, — пояснила начальник отдела растениеводства Минсельхоза Татьяна Ортякова.
С другими, более привычными северному человеку посевами ситуация также напряженная. Заведующая отделом Ботанического сада Института биологии Коми Научного Центра Уральского Отделения РАН Клавдия Зайнуллина рассказала, что холодная погода повлияла на рост многих растений.
-Этим летом все будет медленно расти. Если обобщить, то можно назвать это задержкой в развитии, речь идет о 2-3- неделях. Кроме того, в Коми была холодная весна, были заморозки. Все это отразилось на ситуации. Медленно растут ягоды: клубника, крыжовник, жимолость. Все они еще зеленые. Картофель только-только всходит. В выигрыше одна капуста – из-за холода ее меньше атакуют разные вредители.
Естественно, капризы погоды в конечном счете отразятся на урожае, а тот, в свою очередь на цене.
Росстат обнародовал пугающие цифры: за последние полгода в среднем по стране морковь подорожала на 79%, репчатый лук — на 79%, картофель — на 117%, а капуста белокочанная — почти на 200%! Оптимисты успокаивают: дескать, это не впервой, и с июля обязательно начнется сезонное снижение цен на овощи и фрукты с ягодами, которое продлится до сентября включительно.
Будет время вдоволь накушаться витаминов, а также сделать заготовки на зиму в виде варений с соленьями, как в былые годы. Эксперты-реалисты другого мнения: к сентябрю плодоовощная продукция может подорожать еще на 20%. А виною всему — капризы матушки-природы: арктический циклон, накрывший северо-запад России в мае-июне, плюс прямо-таки муссонные дожди, да еще ураганы, смерчи, град по всей территории нашей необъятной Родины.
По оценке специалистов аграрного рынка, потери урожая в европейской части России и на Ставрополье в этом году составят порядка 20–30%. Ситуацию могут спасти хозяйства южных регионов (Краснодарского края) и Сибири — но лишь отчасти.
Старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук обращает внимание на негативные последствия неурожая:
«Многие производители сейчас находятся на грани рентабельности. Страхования от возможных климатических потерь они не осуществляли, дотаций от государства ждать не приходится. Для них один из немногих способов решения проблем — переложить стоимость всех потерь на потребителя».
Надо ли объяснять, что это чревато подорожанием овощей осенью на 10–20%… Впрочем, несколько сгладить картину может ввоз овощной продукции из Европы, ведь там лето жаркое и проблем с урожаем быть не должно. Так что в этом году на полках наших магазинов будет преобладать импорт, подчеркивает эксперт.
По словам главного аналитика Национального плодоовощного союза Кирилла Лашина, на начало июня доля импортных овощей и фруктов уже на 20% больше в сравнении с тем же периодом прошлого года, а ягод — и вовсе на 50%.