Современная военная промышленность многих стран серьезно занимается разработкой роботизированной воинской техники. Роботы-минёры, беспилотные летательные аппараты уже давно приняты на вооружение многих армейских и полицейских подразделений. Однако ещё в конце 1920-х годов в СССР уже существовал действующий прототип боевого робота – танк на дистанционном управлении.
Разработка и испытания робота-танка
Первой советской бронированной боевой машиной с радиоуправлением в 1929 году был лёгкий танк французского производства Renault FT. На базе этой конструкционной модели советскими военными инженерами разработаны 7 образцов серии ТТ. Самым успешным оказался прототип ТТ-26. Ему присвоили кодовый индекс «Титан». Танк имел в своём оружейном арсенале пулемёт ДТ и мобильный огнемёт. Управлять движением и огнём боевой машины с расстояния от 0,5 до 1,5 км мог оператор с помощью специального радиооборудования.
Главным «лоббистом» идеи военной техники на дистанционном управлении был маршал Тухачевский, который всерьез считал будущее за «беспилотными» танками, самолётами, торпедными катерами и даже субмаринами. При его всесторонней поддержке «Остехбюро», которым руководил инженер-изобретатель Владимир Бекаури, и дало жизнь первому боевому роботу РККА – танку ТТ-26. И хотя в конце 1930-х годов, как Тухачевский, так и Бекаури, были репрессированы, от идеи танка на дистанционном управлении советское военное командование не отказалось.
Боевое крещение телетанка ТТ-26
Впервые в условиях реальных боевых действий ТТ-26 прошли испытания в декабре 1939 года при поддержке наступления стрелковой дивизии. В бой были введены 3 дистанционно управляемых танка, из которых один был подбит финнами.
Следующей операцией для 5 «боевых роботов РККА» было прикрытие «пилотируемых» Т-28 во время наступления танковой бригады. Все пять машин достаточно быстро были уничтожены артиллерией финской армии.
После этого радиоаппаратура для дистанционного управления была демонтирована и ТТ-26 стали применять в качестве обычных машин поддержки пехоты. Основной причиной такого решения стало то обстоятельство, что возле высоковольтных линий и на сильно пересечённой местности аппаратура танков переставала работать.
Ещё один шанс
После недолгого «забвения» о телетанках командование РККА вспомнило в начале 1940 года. Однако теперь их планировалось использовать исключительно как «живые бомбы» для подрыва укреплённых объектов или разведки местности на предмет обнаружения минных полей. Однако ни на одном из этих «поприщ» ТТ-26 не преуспели – часть их подорвалась на минах, а большинство, попадая на пересечённую местность, ставали лёгкими мишенями для финской артиллерии. Всего за время боевых операций РККА потеряла 42 своих «боевых робота», каждый из которых стоил немалых денег для бюджета Страны советов.
Больше к идее «боевых роботов» не возвращались, а оставшиеся «в живых» ТТ-26 во время Великой Отечественной войны использовались, как обычные танки.