Такие всем известные мореплаватели, как Христофор Колумб и Фернан Маггелан, проводили в путешествиях месяцы, но, что удивляет, не ели морскую рыбу. Если разобраться в этом вопросе, то становится ясной логика моряков, а также понятно, что и сегодня это является большой опасностью для людей.
Почему морскую рыбу моряки есть чурались
Антонио Пигафетта, являвшийся картографом легендарного португальского и испанского мореплавателя XVI века Фернана Маггелана, делал записи в дневнике по поводу экспедиций. Так, на одной из страниц он рассказывает, что члены команды не употребили в пищу рыбу, которой было хоть отбавляй прямо под рукой.
«С использованием железных крючков мы ловили довольно много рыбы, но для потребления в пищу она была непригодна», — писал Антонио.
Картограф тем не менее не делает никаких уточнений на предмет того, почему же именно путешественники не ели морскую рыбу. Стоит отметить, что именно в этот промежуток времени состав экспедиции уменьшился почти на 40 человек.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как моряки в старину определяли свое положение в море
Про это говорил и британский исследователь Артур Барлоу, который в 1584 году покинул Англию, чтобы отправиться изучать окрестности Северной Америки. Он вспоминал, как проголодавшиеся моряки вылавливали рыбу и сразу же ели её, что было очень опасным действием. Чтобы хоть как-то обезопасить себя, в котел для варки бросалась серебряная монета или же какая-то иная вещь, изготовленная из данного металла. Если она чернела, то это был показатель ядовитости рыбы.
Морская рыба: в чем же именно заключается опасность
Есть неизвестную рыбу — плохая затея, что и так понятно, но ведь в водах южных морей и на Карибах обитали особи, которые были хорошо знакомы европейским путешественникам. Дело в том, что любая представляла и представляет сейчас большую опасность, а опасность заключается в сигуатере.
Человек поел самую обычную треску или скумбрию, что до этого делал бесчисленное количество раз, и вскоре почувствовал себя очень плохо. Типичные симптомы такие: потемнение в глазах, сильная боль в животе, рвота, диарея. В таком состоянии больной на несколько дней становится абсолютно недееспособным, пребывая в лежачем положении постоянно.
Одна современная яхтсменка как-то подхватила это заболевание, отведав морского окуня, и она в социальных сетях описывала своё состояние. Подписчики за неё сильно тревожились, и неспроста. Так, спустя шесть дней после заражения ей было сложно не то что стоять, а даже сидеть, стучать пальцами по клавиатуре также проблематично.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему монголы не едят рыбу и грибы, и какие ещё есть особенности кухни потомков Чингисхана
Развитие сигуатеры начинается спустя от 1 до 6 часов после поедания зараженной рыбы. Помимо поражения желудочно-кишечного тракта страдает также нервная система. Проявляется это, например, онемением языка и губ, зудом, светобоязнью, металлическим вкусом во рту, заменой ощущений тепла и холода на противоположные. В редких случаях возможен даже летальный исход, когда под удар попадает дыхательная система и сердце.
Морская рыба переносит особый яд
Вопрос о том, почему морская рыба становится вдруг источником серьезной опасности для организма человека, долго оставался открытым. Только недавно ученым удалось разгадать эту загадку. Как оказалось, виноват сигуатоксин — особый яд, содержащийся в определенном виде планктона. Морские обитатели едят этот планктон и становятся тем самым его переносчиками.
На рыб сигуатоксин не производит никакого негативного воздействия, он лишь накапливается в их организме со временем. Соответственно, чем дольше рыба существует, тем больше в ней сконцентрировано данного вещества. Это, кстати, объясняет тот факт, что хищных барракуд потребляют в пищу только тех, что маленькие, а вымахавших до метра в длину, как правило, отпускают обратно в воду.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как питались моряки перед появлением консервов
Не так давно исследователи узнали ещё один важный момент о сигуатоксине: особенно сильно он поражает организм человека, который ослаблен авитаминозом.