Впервые мотоцикл был создан немецким инженером Даймлером в 1885 году. Так транспортная отрасль пополнилась ещё одним видом машин, и зародилась мотоциклетная культура, в том числе мотоспорт.
В России об автоспорте впервые услышали ещё при императоре Николае II, и хотя страна мотоциклы не производила, соревнования тогда были регулярными – пока не началась Первая мировая война.
Из-за войны и Октябрьской революции развитие мотоспорта в стране серьёзно застопорилось, так что европейские страны и США оказались в этом плане намного продвинутыми. Однако есть некоторые исторические данные и о советских мотоциклистах, которые, преследуя высокие цели, преодолевали огромные дистанции между странами.
Недолгая свобода зарубежных передвижений
У профессиональных советских спортсменов было желание побрататься с европейскими рабочими. Они готовы были к преодолению тысяч километров для того, чтобы пропагандировать в массах советский образ жизни.
Читайте также: Самые известные девочки советского периода, кто они и чем знамениты
Дипломатическая миссия мотоциклами была полулегальной и имела разный успех. С 1919 года стали выдавать паспорта, по которым можно было выехать за границу. Вплоть до середины 20-х гг. въезд и выезд за пределы СССР не представлял никаких трудностей.
О мотопробеге в Лондон и популяризации страны Советов за рубежом
СССР как держава был признан Францией только в 1924-м. Впервые мотопробег был организован с целью показать своё лицо союзникам и заявить о себе широким массам. Планировалось ездить мотоциклистам-энтузиастам по европейским странам и развенчивать мифы с антисоветским уклоном, распространяемые белогвардейскими эмигрантами. Плюс – рассказывать об историях, связанных с социалистическими благами.
Лондонская поездка была организована Московским клубом автомобилистов. Добровольцев было всего четверо, все – профессиональные спортсмены, решившие покорить британское общество.
Советским мотоциклистам покорились финские дороги, норвежские, шведские, английские, бельгийские и германские. Всего было преодолено примерно 8 тыс. км. На то время это был уникальный пробег, и все его участники получили наградные дипломы, как люди, сумевшие положить начало международным связям СССР со странами Запада 20-х гг.
История мотопробега Москва-Париж
Датой следующего мотопробега стал 1927 год. Количество участников на этот раз утроилось. Их задача состояла в налаживании связей со спортивными организациями европейских рабочих.
В ходе переезда группа оказалась на советско-польской границе, и встреча мотоциклистов с простыми поляками оказалась вполне миролюбивой и спокойной. Даже не владея языком друг друга, молодые люди быстро наладили контакт между собой. Другое дело – польская полиция.
Читайте также: Что за «чёрная гвардия» действовала в России в годы революции
Блюстители порядка запретили советским путешественникам общаться с населением, и не оставляли мотоциклистов в покое даже в столовой. Когда в Варшаве пришлось сделать остановку на ремонт, к советским гражданам снова было повышенное внимание со стороны властей – с проверкой документов и допросами относительно цели, с которой они посетили страну.
Спортсмены держались достойно и старались найти удобный случай, чтобы рассказать местным о жизни людей в СССР.
Посещение красными мотоциклистами Берлина и обратная дорога через НКВД
Встреча советских мотоциклистов на немецкой земле прошла гораздо в более радушной обстановке, чем в Польше. Несмотря на то, что спортсмены оказались в незнакомых местах и не знали местного языка, чувствовали они себя в этой стране вполне комфортно.
По признанию самих спортсменов, в Германии они оказались именно в той атмосфере интернационального единства, которую и искали.
После Германии была Франция и встреча с советским полпредом на мотоцикле. Французские транспортники удивили организацией по такому случаю роскошного обеда.
Мероприятие проходило с участием представителей городского транспорта из местных водительских союзов, а также работников парижского метро. Это была тёплая встреча, которая закончилась налаживанием всех необходимых связей.
По приезду на родину мотоциклистов пригласили для беседы в НКВД. Она длилась в течение 6 часов, прежде чем спортсменам разрешили отправиться по домам. А интернациональные пробеги на этом и закончились.