Понедельник, 6 мая 2024 года
Выбор редакции

Под ликом святых, или как в христианстве появились «адописные иконы»

Иконопись в христианстве появилась примерно в VI веке. За свою историю она прошла немало ступеней развития: её как усиленно развивали и поддерживали, так и временами строго запрещали. В настоящее время иконы являются неотъемлемым атрибутом крупнейших течений христианства – католицизма и православия.

Однако вопреки установленному пониманию того, что икона является изображением исключительно святых, под ликами некоторых из них находили изображенную нечисть и даже самого дьявола.

Нечестивые «адописные иконы»

В христианстве существуют легенды и рассказы, что в разные времена люди обнаруживали под ликами святых на иконах изображения сатаны или различной нечистой силы. Такие иконы в православии считались самыми опасными и назывались «адописными». Случалось это чаще всего после пожаров или наводнений, когда огонь или вода смывали верхний слой краски на иконе, обнажая перед глазами ужаснувшихся верующих страшные лики нечистой силы. Иногда скрытый образ дьявола люди обнаруживали и при более странных обстоятельствах.

На Руси первое упоминание о подобных иконах появляется в XVI веке, что описывается в житие юродивого Василия Блаженного. По легенде однажды он, проходя мимо иконы Пресвятой Богородицы, висевшей на Варварских воротах московского Китай-города и считавшейся чудотворной, внезапно поднял камень и бросил его в святой лик. Юродивого тот час же схватили и готовы были убить, однако Василий попросил поскрести краску на образе Богоматери. Под ним к ужасу верующих обнаружилось изображение дьявола.

Впоследствии о подобных «адописных иконах» неоднократно упоминалось в монастырских документах и летописях. Православные очень боялись таких ликов: люди верили, что если на протяжении 7 лет молиться на такой скрытый образ сатаны, то можно стать его слугой и навлечь на себя проклятие и гнев Господа. Откуда же появились такие нечестивые иконы, кто их создавал и с какой целью?

Не так страшен чёрт, как его малюют

Большинство теологов, исследователей и учёных дают весьма простое объяснение появлению в христианстве «адописных икон». Считается, что все они являются результатом реставраций древними мастерами первых изображений некоторых святых. Так, например, в первые века существования христианской иконописи Моисея, спускающегося с горы, часто изображали с рогами. Кроме того, Святой мученик Христофор по преданиям был псеголовым – иконописцы древности соответственно и изображали его с головой собаки.

С годами иконопись изменялась в стиле, а древние иконы с «нестандартными» изображениями святых, считающиеся чудотворными, старели и ветшали. Естественно, некоторые из них реставрировали, или же попросту рисовали поверх старого изображения лик нового святого. И когда каким-то образом верхний слой иконы разрушался – из-под него на ужаснувшихся верующих смотрели старые искажённые лики или же изображения того же рогатого Моисея или псеголового Христофора. Так и появился миф о страшных «адописных иконах».


Новости партнеров