Рассматривая портреты императора французов Наполеона Бонапарта, можно заметить одну и ту же позу на многих портретах, а именно позу с рукой, наполовину спрятанной в мундире. Невольно возникают вопросы, что было не так с рукой императора, были ли у него кожные заболевания. Поза со спрятанной рукой под одеждой говорит о гордости и властности Бонапарта. Версий предположений для ответов несколько.
Как изображали художники Наполеона
На многих портретах Наполеон I изображен художниками-портретистами традиционно в гордой позе со спрятанной правой рукой под жилетку. Почему такую позу выбирал император, предположений было несколько. Во-первых, многие считали, что такая поза очень нравилась Бонапарту, и он сам выбирал её для написания картин. Но если, к примеру, рассмотреть портрет, написанный в 1812 году Жаком Луи Давидом «Наполеон в своем кабинете», то для этой картины Наполеон совсем не позировал автору. Художник выбрал позу для императора самостоятельно, рисуя по памяти.
Во-вторых, есть предположение, что император страдал кожными заболеваниями, поэтому скрывал кисть руки под одеждой. Также предполагали о наличии у Наполеона разных болезней – от язвы желудка до рака груди. Было ещё несколько версий о том, что Наполеон прятал надушенный пакетик, который тайно нюхал, а также под жилетом подкручивал часы.
Почему на многих портретах 18 века присутствует поза со спрятанной рукой
В портретах 19 века так часто встречается «ручной» тип портрета, что можно подумать эта поза стала всеобщим клише для позирования. А Наполеон Бонапарт эталоном и образцом для подражания. Некоторых художников даже обвиняли в неумении рисовать руки. Но в реальной жизни, как утверждают историки, поза с рукой, спрятанной в одежде, была обыденной позицией для людей благородного происхождения.
Ещё до рождения Наполеона существовало множество примеров позы «рука в одежде» в написанных портретах XVIII века. В 1738 году Francois Nivelon публикует книгу «A Book Of Genteel Behaviorо», что в переводе означает Книга о благородном поведении. В книге автор описывает позу «рука в жилете» как «мужественную смелость, умеренную скромностью». Некоторые авторы рекомендовали позу скрытая рука, как полезную позу для ораторов и дипломатов.
Почему у древних статуй также спрятана рука
Для некоторых статуй древних римлян и греков также характерна поза со скрытой рукой. Древний македонский оратор Эсхин (390-331 гг. до н. э.), создатель школы риторики считал, что говорить с рукой вне тоги – это признак дурного тона. В XVIII веке возродилась мода на античные времена, появились учебники по ораторскому искусству, в которых были рекомендации к жесту спрятанной руки.
Бытует предположение, что великий французский актер Франсуа Тальма учил Наполеона императорскому поведению и позам. Возможно, великий актер был знаком с работами по ораторскому искусству и обучил императора позе древних греков. И все же, смотря на портреты Наполеона, люди узнают его не столько по внешности, сколько по позе спрятанной руки. Есть в ней гордость, лидерство и власть.