Впервые употребление слова «русин» встречается только, как форма единственного числа. Множественная форма этого слова появилась примерно в XVI веке. В существовании слова «русин» в древние времена никто не сомневается. Оно содержится в важнейшем письменном документе – «Летописи временных лет».
Эксперты насчитали семь упоминаний слова в источнике 911 года и шесть – 944-го. В обоих этих фрагментах речь идёт о важном геополитическом моменте, коим являлись русско-византийские договора.
Далее по ходу исторических событий слово «русин» содержат новгородские и смоленские документы (например, рижский договор). Но, соблюдая древнерусские правила письма, буквосочетание гласных было иным. Это называется дифтонг, благодаря которому «русин» превратился в «роусина».
Образование слов в древности отличалось своими особенностями, и, называя ту или иную народность, принято было заканчивать её суффиксом «ин». Отсюда взялись «турчины, немчины, литвины». А если название рождалось не из национального принципа, а из религиозного, тогда возникали такие, например, слова, как «бусурманин». Интересно, что в этот же период вспоминают и о другой утраченной словоформе – «русак».
Не смотря на всю самобытность русского народа, ни с чем экстраординарным в языке славян такая словоформа не связана. Взять хотя бы чехов и их язык, который для многих историков является заповедником общеславянской языковой древности. Они таким же образом формировали название для своих горожан. Если человек живёт, к примеру, в Праге, он назовёт себя «пражак».
Перестало слово «русины» встречаться в качестве самоназвания проживающих в России, в XVIII веке. Последний раз его упомянул автор литературного произведения, датируемого 1728 годом. Историки считают это следствием того, что в языковом противостоянии верх одержали другие варианты. Прежде всего – «русские» и другие искусственные названия, насаждаемые обществу.
Если же говорить о живом языке, то в нём одномоментная гибель словоформы невозможна. По регионам происходит формирование разных языковых норм, лингвистических реалий, конструктов в интонации, в ударениях.
Это утверждение нашло своё подтверждение в то время, когда сетью масс-медиа была окутана вся империя, а потом поставленным дикторским голосом даже во все медвежьи уголки было донесено, что такое актуальная филологическая норма.
«Русинами» долгое время называли себя простолюдины с украинского левобережья. Сегодня «русинами» считают себя славяне с Востока, а точнее – жители Закарпатья и Словакии. Учёное сообщество пока не готово к единому взгляду по определению национальной принадлежности этих народностей.
Есть мнение, что это люди, принадлежащие к украинской национальности, но подвергнутые когда-то особому венгерскому культурному влиянию. По мнению других учёных, это самостоятельная восточнославянская народность – такая же самодостаточная, как украинская, русская и белорусская. Пока вопрос ещё так и не решён.
Вообще же, тема субэтноса независимых народностей отличается извечной болезненностью в политическом противостоянии. Её основа зиждется именно на лингвистических данных, откуда неизбежны напряжённые словесные баталии, зачастую никак не связанные с областью научных знаний.