Среда, 15 мая 2024 года
Выбор редакции

Новости сегодня

22 : 00
Прогноз зарплат на следующий год: что ждать в 2024?
21 : 48
Последний звонок 2024 года: дата и формат проведения в разных регионах
21 : 35
Польша прекращает диалог с Украиной: что произошло?
20 : 50
Лидер «Хизбаллы» обещает переслать в Европу 1,5 миллиона беженцев при сохранении западных антисирийских санкций
17 : 05
Стратегии возврата части потраченных денег по социальным вычетам
10 : 15
Ученые разработали гидрогель, который эффективно снижает уровень алкоголя в организме
08 : 01
Религиозные праздники, которые отмечают христиане восточного обряда 16 мая 2023 года
08 : 00
Чтобы не согрешить в день мучеников Тимофея и Мавры 16 мая 2024 года, работать не ленись
07 : 59
Гороскоп от Павла Глобы на 16 мая 2024 года расскажет, как вести себя в окружении близких в этот день
07 : 58
Гороскоп для мужчин на 16 мая 2024 года: кому будет сопутствовать удача в работе
Больше новостей

12 июля Церковь отмечает День святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Ежегодно в 12-е сутки июля Русская Православная Церковь отмечает церковное торжество — День святых первоверховных апостолов Петра и Павла. О празднике верянам напомнил настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Важный церковный праздник в честь апостолов Петра и Павла

Два первоверховных апостола. Две разные судьбы. Две разные жизни. И первенство у них различное – Петр был ближайшим учеником Христа при Его земной жизни, а Павел не был в числе 12 апостолов и начал проповедовать уже после Христова Воскресения. Два разных человека, два разных характера, два разных мировоззрения. Давайте вспомним историю их жизни и трудов и попытаемся объяснить, почему именно эти два апостола названы первоверховными.

Апостол Петр, который до этого имел имя Симон, родился в Вифсаиде, был простым рыбаком вместе со своим братом Андреем (был учеником Иоанна Крестителя), и женатым человеком. Ловля рыбы происходила, в основном, ночью, днем уже была другая работа, но надо было кормить семью. А доходы рыбака были весьма непредсказуемы – все зависело от удачи. Сложной была жизнь галилейских рыбаков. Андрей, будучи учеником Иоанна Крестителя, услышал от своего учителя слова, что пришел Мессия – Христос. И он приводит к Христу своего брата Симона, которого Господь нарекает Кифа (по-гречески – Петр), что значит камень.

С того момента Петр полностью меняет свою жизнь, он сопровождает повсюду Христа, видит исцеления, совершенные Христом. Одно из первых исцелений Христа – это исцеление тещи апостола, которая страдала горячкой. Петр еще продолжал рыбачить, и однажды Господь вошел в лодку Петра, чтобы проповедовать, поскольку было великое множество народа. По окончанию проповеди Христос увидел, что у рыбаков совсем нет улова, хоть они трудились всю ночь. И Господь приказывает им зайти дальше в море и забросить сети. Они повиновались, и улов был настолько велик, что прорывались сети.

Видя могущество Христа, Петр упал на колени перед Ним, а Господь сказал: «Не бойся, отныне будешь ловить человеков!» С этого момента Петр оставляет все – семью, профессию, дом и уже неотступно следует за Христом. И, несмотря на то, что между апостолами не было какого-то первенства власти, Господь за усердие и пламенную любовь открывает Петру, Иоанну и Иакову самые поразительные проявления Божественной природы – Свое Преображение на горе Фавор, воскрешение дочери начальника синагоги Иаира.


И после насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами, когда Господь идет по водам к лодке, в которой находились апостолы, именно Петр пошел навстречу Христу тоже по водам, но затем одолеваемый страхом начал тонуть, на что Христос сказал: «Зачем ты усомнился, маловерный?» и подал ему руку.

Любовь Петра к Христу была огромной, — священнослужители РПЦ

Петр разительно отличался от остальных безмерной любовью ко Христу, импульсивным и пылким характером. На вопрос Христа к апостолам: «А вы за кого меня почитаете?» Петр первым воскликнул:

«Ты Христос, Сын Бога Живого».

Видя такое живое исповедание веры, Господь говорит: «Ты Петр, и на сем камне я создам Церковь Свою и врата ада не одолеют ее.»

Но, когда Христос рассказывал апостолам о Своих грядущих крестных страданиях, Воскресении из мертвых, то здесь Петр, проявляя человеческую слабость, говорит: «Господи! Да не будет этого».

На что Спаситель отвечает: «Отойди от меня, сатана! Ты думаешь не о том, что Божие, а что человеческое!»

Во время Тайной вечери на пылкие заверения Петра, что если кто и предаст Господа, то только не он, Господь с грустью замечает, что в эту же ночь не успеет петух пропеть дважды, как Петр трижды отречется от Него. И, как мы видим с Евангелия, когда взяли Христа под стражу и отвели на судилище, апостол Петр, который шел издали за Христом, когда его спросили: «И ты был с Иисусом?» Он трижды ответил: «Не знаю человека сего» И запел петух.

Об этом отречении горько плакал и каялся Петр до конца своей земной жизни. После Воскресения Христова именно Петр первым входит в гроб, где лежали пелены Воскресшего Спасителя. Первым из апостолов увидел Воскресшего Господа именно Петр, троекратно исповедуя Его Господом, как бы в покаянное воспоминание о троекратном отречении. После Вознесения именно Петра апостолы избрали главным в общине. А когда в День Пятидесятницы, на апостолов сошел Дух Святой, то Петр, возвещая перед иудеями о воскресшем Христе, сразу же привел к покаянию и вере в Христа около трех тысяч человек. Апостол Петр, совершая знамения и исцеления больных, объяснял, что все это совершается силою Христа Спасителя, тем самым еще больше людей приводя к вере.

«Апостол Петр», Рубенс

Несмотря на гонения, побои, заключения в темницу, Петр продолжал проповедовать слово Христово и приводить к вере не только иудеев, а и язычников. Проповедь не ограничивалась Иерусалимом. Это и Самария, и Лидда, и Кессария, и Антиохия и многие другие области и города. Апостол Петр пишет послания к христианам, апостольские труды и ставит епископов, ставленников апостолов, на служение Господу в разных странах. Он присутствует в Иерусалиме при Успении Пресвятой Богородицы. Пройдя много стран, он получает откровение от Ангела, что пострадать за Христа, приняв смерть, ему суждено в Риме. И отправляется в Рим.

Согласно предания, Петр продолжает проповедь в Риме, где его арестовывают по приказу императора Нерона, за обращение в христианство двух его жен. И приговаривают к распятию на кресте, на что Петр просит распять его головой вниз, чтобы даже в распятии преклонить главу свою к ногам Христа и глядя в небо, иметь надежду на жизнь вечную в Небесных Обителях Царства Небесного.

Апостол Павел, который до апостольского служения имел имя Савл, был родом из города Тарсы столице Киликии, из знатной иудейской семьи и благодаря положению своего отца был римским гражданином. Это была редкая по тем временам привилегия, которая давала множество прав. Образование он получил в Иерусалиме, где был учеником знаменитого раввина и авторитетного богослова того времени Гамалиила Старшего. Погрузившись в изучение Закона Моисеева, Савл становится яростным ревнителем Закона, стараясь соблюдать все требования в абсолютной точности. Поэтому ему кажутся полной «ересью» рассказы о учении Воскресшего Христа, он считает таких людей преступниками, которые нарушают Закон. Эта ненависть побуждает его вести активную борьбу с христианами – побивание их камнями, гонения.

И если, когда святого Стефана забивали камнями за проповедь, Савл только сторожил одежды побивающих, то вскоре он уже сам начинает поиски христиан, чтобы засадить их в тюрьмы. Получая от первосвященника письмо-направление в Дамаск, чтобы там продолжать преследовать христиан и засаживать их в тюрьмы, он даже не подозревает, что именно на этом пути произойдет встреча, которая в корне, навсегда изменит его жизнь. Направляясь в Дамаск, в дороге, Савла внезапно озаряет яркий свет с неба. Он падает на колени и слышит голос, обращенный к нему: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?»  В страхе и трепете, Савл спрашивает: «Кто Ты, Господи?» И слышит ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь…»

Далее он получает Господнее повеление идти в город Дамаск. Но, поднявшись с колен, Савл понимает, что он ослеп, его глаза ничего не видят. Под руки его приводят в Дамаск, где он пробыл три дня без еды и воды. По повелению Божьему, к нему приходит Анания, извещенный ангелом, чтобы возложить на него руки во имя Христово, чтобы он прозрел и принял святое крещение. Преисполнившись Духа Святого, Павел становится совершенно другим человеком. Он начинает проповедовать в синагогах о Христе, как о Сыне Божием, что вызывает великое удивление у иудеев. Причем, насколько он был яростным противником и гонителем христиан, настолько пылким проповедником Слова Христова он стал.


Предупрежденный вовремя о готовившемся на него покушении, он отправляется в Аравию, где пребывает два года в отшельничестве и молитве, готовя себя к апостольскому служению. Ему принадлежат слова: «Я умер для Закона, чтобы жить для Бога», «Уже не я живу, но живет во мне Христос».  Именно ему Господь неоднократно являлся в видениях, что послужило для Павла не поводом для гордости или какого-либо отличия от других, а он еще с большим пылом проповедует Слово Господне и пренебрегает всякой опасностью. Он претерпевал множество искушений, страданий, неудобств – его заключали в тюрьмы, бичевали, били камнями, били палками, трижды он попадал в кораблекрушение. Опасности его подстерегали как от иудеев, так и от язычников, часто претерпевал голод и жажду, жару и холод… Всего было не счесть, но главное для него это была забота о церкви и людях. Все скорби и преследования он переносил с радостью, потому что претерпевал за Самого Христа.

После Аравии, Павел был какое-то время в Дамаске, а затем пришел в Иерусалим. Некоторые апостолы и последователи Христа не верили, что он из гонителя христиан, стал проповедником Слова Христова. Только после того, как св.Варнава, привел его к апостолам Петру и Иакову и засвидетельствовал об истинном служении Павла, то с тех пор апостол Павел начал ходить вместе с апостолами, проповедуя Христа. Не оставаясь долго на одном месте, апостол Павел переходит с города в город обращая в веру Христову не только иудеев, но и язычников.

Во время проповедей Петра не раз являлись чудеса

Проповеди Павла сопровождались многими чудесами, исцелениями и знамениями, что свидетельствовало об истинности учения Господнего. Пройдя с проповедью Сирию, Киликию, Дервию, Македонию, Неаполь, Филиппы, Фессалоники и придя в Афины, Павел был удивлен большим количеством языческих идолов.

Получив блестящее образование, прекрасно зная философию, он говорил с язычниками на понятном и доступном для них языке – проводя параллели между близкими к истине Христовой размышлениями языческих философов. И это помогало обратить к вере Христовой заблудшие души. Уйдя в Коринф, чтобы не быть на иждивении у кого-либо, Павел занимается изготовлением палаток, чем и зарабатывает себе на хлеб насущный, а в субботу и воскресенье он проповедует о Христе в синагоге.

Не останавливаясь надолго в одном месте, он создает церковные общины и благословляет своим ученикам строить Церкви, а сам идет дальше закладывать основы Благой Вести от Господа в неокрепшие, ищущие спасения души.

Надо заметить, что он не только проповедует, но и пишет послания к христианам, которые дошли и до наших дней. Его посещение Ефеса, Антиохии, Коринфа, Галатии, Фригии сопровождалось множеством чудес, что вызывало бурное негодование как у иудеев, так и у язычников, которые были обеспокоены таким успехом у народа Слова о Христе, как о Сыне Божием. Апостол Павел пройдет еще много городов, но на два года остановится в Риме, где и будут написаны его Послания к колоссянам, филлиппийцам и ефесянам в которых он раскроет глубину таинства Христа. Будут и тюрьмы, и гонения. Но при последнем аресте его препроведут в Рим, где будут держать в более ужасных условиях чем обычно. В тюрьме он напишет: «Время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь…» Учитывая, что он был римским гражданином, его подвергли суду, на котором приговорили к смерти и недалеко от города отсекли голову. Согласно предания, когда голова упала, она трижды ударилась о землю и в этих трех местах забили три святых источника.

Два величайших проповедника слова Господнего, и у каждого их них был свой путь ко Христу. У каждого из них был свой переломный момент, который изменил смысл всей жизни – у Павла это была встреча с Господом на пути в Дамаск, а у Петра это отречение от Христа накануне Его распятия. Каждый из них, по-своему, весьма болезненно пережил этот этап в своей жизни. И когда пришло осознание собственного недостоинства, некоего стыда за совершенное, страха за содеянное… пришло чувство глубокого раскаяния и желание быть со Христом всегда. Возникло то великое чувство Любви ко Господу, чувство благодарности за Его великие милости и благодеяния.

Но и Петр, и Павел понимали, что за эту Любовь им придется отказаться от спокойствия, будничного комфорта, домашнего уюта. Претерпевая всевозможные искушения, скорби и напасти, холод и зной, голод и жажду они примут мученическую кончину за Христа, что являлось как бы негласным условием апостольского служения. Практически все апостолы приняли мученическую смерть.  Но, эти два апостола – Петр и Павел являются еще и первоверховными потому, что потрудились более всех остальных апостолов. Об этих двух святых можно долго говорить, но лучше предоставить им слово.

Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5: 1-4).


Павел: «…Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3: 5-8, 12).

Как сказал в своей проповеди митрополит Антоний Сурожский: «Вот два апостола, которых мы вспоминаем. Апостол Петр не был безукоризненным во всех отношениях, так же как и апостол Павел. Все апостолы были настоящими, подлинными людьми, и когда Христос был взят в саду Гефсиманском, когда Его судили, страх их объял и они бежали. Петр даже отказался от Него. Но потом они оказались бесстрашными проповедниками: ни муки, ни крест, ни распятие, ни тюрьма – ничто не могло их отлучить от любви Христовой, и они проповедали, и эта проповедь действительно явилась тем, чем ее называет апостол Павел: вера наша – победившая мир. Вот мы и празднуем их день, ликуя о том, что радикальный гонитель и верующий от начала встретились в одной, единой вере о победе Христовой – Крестом и Воскресением».

Петр был старшим учеником Спасителя. Согласно некоторым источникам, он является хранителем ключей от райских врат и прогоняет от них любого грешника, являясь проводником лишь покорных и праведных людей.

В этот день люди обращали внимание на Солнце, которое искрилось особыми цветами, как на Рождество Христово. Считалось благой вестью узреть первые солнечные лучи, поэтому наши предки вставали рано утром, чтобы «стеречь Солнышко». Делалось это и для того, чтобы прогнать русалок от своих домов. Народная традиция утверждает, что в Петров день подводная нечисть может причинить много неудобств и уничтожить весь урожай.

В домах пекли различные угощения: мясные блюда, пироги, кулебяки и другие деликатесы. После поста люди ликовали и могли вкусить скоромную пищу, в которых были ограничены. Днем шла усиленная подготовка к вечернему застолью. Во многих городах проводились ярмарки с диковинными товарами.

В обязательном порядке люди посещали церковную службу, вознося хвалу святым угодникам. Через молитву Петру и Павлу можно было попросить крепкого здоровья, успехов и счастья.

В день святых апостолов игрались последние летние свадьбы. Считалось, что заступничество учеников Христа сделает брачный союз крепким и нерушимым.

Люди, имеющие в хозяйстве рогатый скот, обязательно должны были привязать атласную красную ленту к рогам животных. Считалось, что таким образом животные получали заступничество Высших сил от болезней.

Богатый урожай можно было заполучить с помощью действенного обряда. Люди собирали со своих участков созревшие ягоды или другие посевы и угощали ими страждущих, либо относили в церковь.

По традиции на перекрестке двух дорог дрались самые крепкие юноши городов или сел. Считалось, что таким методом можно было навсегда искоренить вражду между соседями.

В день праздник Петра и Павла люди идут в церковь ставят свечки и молятся у их иконы:

  • прося помощи в преодолении житейских проблем,
  • за удачу в начинаниях новых дел,
  • те, кто сомневаются в своих решениях, просят подарить надежду.

Очень важно в этот день у иконы поставить свечи, произнести тихо, но с душой слова молитвы. И только после этого у угодников можно просить о содействии решениях абсолютно любых житейских проблемах.

Кроме того, праздник Петра и Павла почитается среди рыбаков, ведь апостол Петр является покровителем рыбаков. И люди говорят, что если в этот день просить об удаче в ловле, то без хорошего улова не останетесь.

О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

В день Петра и Павла нельзя работать, особенно в поле, чтобы не потревожить хлебные колосья, и чтобы урожай был хорошим. После Петрова дня начиналась пора сенокоса.

В старину говорили, что на день Петра и Павла солнце сияет всеми цветами радуги («играет»). Считалось, что того, кто увидит, как играет солнце, ожидает счастье. А чтобы увидеть это чудо, молодежь с утра собиралась в поле и поджидала восход солнца.

В Петров день начинались петровские гуляния, которые длились до первого Спаса. Молодежь плела венки, водила хороводы. А молодые девушки в день Петра и Павла гадали на суженого. Например, нужно собрать 12 разных цветков с 12 полей, загадать парня, положить цветы под подушку и ждать вещего сна.

Народные приметы на 12 июля

К слову, на Руси праздник Петра и Павла отмечали дважды: помимо дня памяти 12 июля чествуются также так называемые Петр и Павел Рябинники — в дни осеннего равноденствия, 23 сентября.

  • Петр и Павел день убавил, так как день уже шел на убыль.
  • Дождь на Петров день обещает богатый урожай. Говорили: «Дождь на Петра и Павла – уродится жито».
  • Если хлеба уродились, то ни Петр, ни Павел урожай не отнимут.
  • На Петров день – колос, на Ильин – колоб.
  • На Петро всегда тепло. При этом говорили: «Петр и Павел жару прибавил», так как начинались самые жаркие дни.
  • На Петра и Павла умолкает кукушка. Если птица не кукует за неделю до Петрова дня – зима будет ранней, а если же неделю после дня Петра и Павла – зима будет поздней.

Новости партнеров