Военные действия в Сирии в последнее время стали затухать, однако до окончательного завершения конфликта еще далеко. Нет ответов на несколько вопросов, один из которых можно приблизительно сформулировать так: кто будет контролировать нефтяные месторождения в этой стране, кому достанется сирийская нефть?
Нефть и газ, как предпосылки начала сирийского конфликта
Над этим вопросом напряженно работают политики всех стран, так или иначе связанных с этим конфликтом, от этого вопроса зависит работа многих нефтегазовых компаний в мире, цена на «черное золото», наконец. Чтобы постараться ответить на этот вопрос нужно вернуться к причинам, вызвавшим сирийский кризис.
Недавно президент Сирии Асад заявил, что и нефть, и газ тоже входят в перечень основных причин произошедшего в стране военного конфликта. Он упомянул о строительстве газопровода, который планировали провести по сирийской территории, поставив правительство страны перед фактом. А когда оно не согласилось, образно говоря, «прислуживать» в этом деле, то организаторы строительства газопровода предпочли развязать войну и свергнуть сирийскую легитимную власть, а не договариваться с ней.
Газовая артерия должна была протянуться из крошечного арабского государства Катар, имеющего огромные запасы природного газа, по территории нескольких стран, в том числе и Сирии до Средиземного моря и далее в Европу. При этом в решении проблемы с сирийскими властями представители Катара заручились поддержкой своих основных союзников – США. Те с радостью согласились, поскольку на территории строптивого сирийского государства еще были и крупные запасы нефти. А, как известно, во все нефтедобывающие страны американцы стараются эскпортировать демократию, или точнее то, что они под демократией понимают.
Так и начался сирийский конфликт, инспирированный Вашингтоном на деньги Катара. Впоследствии на свободу был выпущен джинн радикального исламского терроризма, с которым потом приходилось бороться. Одним действительно бороться как это делала сирийская армия, поддержанная российскими ВКС, а другим создавать видимость борьбы, как это показывали вояки из так называемой «широкой коалиции», организованной США.
Россия как гарант существования Сирии
РФ до последнего не хотела принимать участия во внутреннем сирийском конфликте, хотя он и был инспирирован и организован третьими странами. И лишь когда на кону стояло уже само существование Сирии как государства, когда на ее территории находились не только банды исламистов, но и иностранные войска, тогда и было решено послать туда российские войска. И случилось чудо. Полторы сотни самолетов и вертолетов российских ВКС, а также ракетные удары с кораблей и подводных лодок сделали то, чего «широкая коалиция» не смогла сделать несколько лет.
Итоги: исламские террористы практически уничтожены, подавляющая часть государства Сирии опять находится под контролем легитимных властей страны. Кроме того, эта война родила удивительный союз, от которого бросает в холодный пот заокеанских политиков: Россия, Турция и Иран находятся все-таки по одну сторону баррикад и намерены сами решать вопросы, которые для них жизненно важны. Вот что значит вести политику истинного равноправия.
Что будет с сирийской нефтью
Во всей этой ситуации впечатляет еще и то, что США, наконец, показали свое истинное лицо. И в который раз напомнили, что у них нет союзников, а есть лишь интересы. Это было очень заметно на примере с курдами, которых попросту «сдали», когда это стало необходимым. А теперь американцы говорят, что находятся на востоке Сирии с целью «защиты нефтяных месторождений от потенциальных террористов». Согласно этой формулировке они могут находится там вечно, наплевав на все нормы международного права.
Недавно в ООН заместитель представителя России в этой организации напрямую предложил американцам вернуть нефтепромыслы Сирии. В ответ было молчание. А вообще-то желающих восстанавливать нефтедобычу в Сирии хватает. В первую очередь это российские и китайские компании, у которых есть опыт работы в «горячих точках» планеты. Вот только в их распоряжении чуть более половины нефтяных запасов Сирии. Остальные «охраняют» американцы. Пока что «охраняют».